Ужесточение перевозок через Казахстан: сохранность национального рынка или поддержка санкций?
На казахских границах происходят задержки, досмотры и развороты грузовых автомобилей. Почему так происходит? В Казахстане ввели ограничение на количество грузовых перевозок по принципу перецепки. Действовать это ограничение начало с 1-го июля. Российских и белорусских перевозчиков начали останавливать на границе, и что интересует общественность больше всего – факт совпадения данного процесса с запуском 14-го пакета санкций Европейского Союза.
Кроме того, Казахстан с некой педантичностью начал выполнять санкционный режим. Например, несколько групп товаров, попадающих под европейские ограничения, перестали быть допущенными к перевозке через эту страну. Новый пакет санкций ограничивает использование прицепов и полуприцепов Беларуси в странах ЕС и запрещает работу на этих территориях транзитерам с белорусским капиталом более 25%.
Причем в глаза бросается тот факт, что данные ограничения со стороны Казахстана прежде всего затрагивают именно российские и белорусские транспортные компании. Перевозчики не могут въехать на территорию ЕС, когда для дальнейшего маршрута на границе со странами ЕС они меняют свои фуры на европейские.
Исходя из действующих статей Таможенного кодекса ЕАЭС, правительство Казахстана утверждает, что прицеп считается временно ввезенным при условии, что он доставил товар до места назначения и выехал назад незагруженным. Если происходит загрузка, то она дополнительно облагается пошлинами и налогами, как новая операция. При невыполнении данных условий транспортное средство с прицепом рискует получит запрет на повторный въезд в страну.
Главы крупных логистических компаний и организаций делятся своим мнением. Ярослав Белоусов, директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России, говорит о поступлении информации о беспрецедентно большом количестве разворотов фур на границе Казахстана и их задержании на таможенных пунктах. Национальные перевозчики остаются в выигрышном положении, в те время как российские транспортные компании оказываются с ограниченными возможностями, что влечет сокращение поставок грузов из Китая в Европу.
В Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) поступает множество заявлений и обращений о задержании перевозчиков на территории Казахстана. Таможенные органы не обходят стороной и те транспортные средства, которые уже выгрузили товар. Так происходит несмотря на продление для России и Беларуси все еще действующих послаблений до конца текущего года на доставку европейский товаров из стран, расположенных около границы в страны ЕС.
Для казахских же перевозчиков подобных ограничений на территории РФ и Беларуси не существует. По словам Игоря Чернышева, директора по развитию бизнеса SOTA Logistic, выгода для Казахстана очевидна – транспортным компаниям придется пользоваться услугами казахстанских перевозчиков.
Также подверглись ограничениям товары с кодами 84 (ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части) и 85 (электрические машины и оборудование и их части).
Как рассказывает Игорь Чернышев, санкции затронули эти товары еще в начале апреля 2024-го года. Схема действий теперь такая: данные группы товаров могут по ошибке быть указаны в электронной декларации. Таможенный контроль определяет всю поставку под запрет вывоза. Тогда необходимо оперативно вносить изменения в коды товарной накладной ВЭД, а затем направлять в Торгово-промышленную палату Казахстана прошение рассмотреть и разрешить вывоз товара в Россию.
Роман Передерко, руководитель проекта по развитию логистического сектора Китая STALOGISTIC, делится мыслями о том, что санкции вступили в силу внезапно и без предупреждения. Уже 23-24 мая транспорт стали разворачивать обратно в Китай, большое количество перевозчиков перенаправляют на китайско-российские пропускные пункты. Разумеется, на международных погранпереходах между Китаем и Казахстаном стал формироваться дефицит свободных фур.
Санкционные ограничения повлияли и на досмотры на участках контроля. Транспортные компании предпочитают выбирать альтернативные маршруты в объезд, как, например, это делают в SOTA Logistic. Они проезжают на МАПП «Кяхту» через Монголию.
Хоть в данной компании, для которой не менее важна логистика, и не заметили повышения числа досмотров на казахской границе, другие перевозчики отмечают, что ужесточение в этом аспекте – уже не слухи.
Между представителями крупных логистических сетей до сих пор пока ведутся разногласия на тему того, в какой мере Казахстан придерживается санкционной политики. Игорь Чернышев утверждает, что таможня в полной мере ограничивает вывоз на территорию России любых товаров, включенных в список санкционных в Таможенном Кодексе ЕАЭС.
Это мнение поддерживает и Ярослав Белоусов, который подтверждает со слов своей команды участившиеся досмотры перевозчиков таможенными органами. Транспортные компании из РФ меняют свои маршруты перевозки даже несанкционных товаров типа одежды и обуви, поскольку риск досмотра, по словам Белоуса, превышает 70% независимо от того, какой тип транспорта совершает транзит.
В то же время Роман Передерко заявляет о том, что все товары вывозятся в стандартом режиме, так как только товары групп 84 и 85 подлежат ограничениям. Только время покажет, как будет разворачиваться ситуация с транзитом через границы Казахстана.